Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


РУБРИКАТОР

(Общее описание товаров и услуг, адреса, телефоны, ссылки-переходы на сайты фирм - рекламодателей)


 


В контакте

Содержание

Скандинавский дизайн: лекарство от серых будней.

Скандинавские страны – Данию, Швецию, Норвегию, Исландию и Финляндию,– объединяет не только географическое расположение (север Европы), родство культуры и языков (за исключением финского), но также и то неуловимое, что называется национальной психологией. В применении к дизайну эта общность выражается в особом подходе к цвету, форме, выбору материалов, а также к самой идее дизайна, которую можно выразить словами «больше красивых вещей для каждого дня».

Скандинавия всегда отличалась высоким уровнем ремесла и самобытными традициями, однако термин «скандинавский дизайн» появился только в 1950 году после мебельной выставки, прошедшей в США. Высочайший уровень обработки дерева, современные формы, эргономичный дизайн поразили американцев – а за ними и весь остальной мир. Интересно отметить, что наибольший отклик скандинавский дизайн нашел…в Японии, где по сей день мастера самых разных направлений используют скандинавские мотивы и палитру при создании собственных изделий. Это невозможно объяснить просто модой – вероятно, здесь сказалась глубокая общность вкусов и подходов к дизайну.

В чем же особенность скандинавского дизайна? На этот вопрос невозможно ответить, не заглянув в скандинавское жилище.

Принято считать, что климат Скандинавии очень суров. Для жителей центральной Европы он, безусловно, кажется таковым, однако по сравнению с климатом Сибири он не так уж холодный – Скандинавский полуостров омывается теплым течением Гольфстрим. Суровость скандинавского климата заключается не столько в холодах, сколько в отсутствии солнца. Стоит напомнить, что значительная часть Норвегии, Швеции и Финляндии находится за полярным кругом. Но даже и в приполярных областях световой день очень короток. При недостатке естественного солнечного света и ярких красок в природе, интерьер жилища становится особенно важным: его нужно насытить теплым и радостным цветом, украсить зеленью и сделать максимально уютным.

Поэтому характерный колорит скандинавского дизайна – светлый, как бы акварельный, с большим количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого, светлой терракоты. С одной стороны, традиционная любовь к природным материалам выражается в пристрастии к натуральной гамме: цвету прибрежного песка, скал и голубовато-серого моря. С другой стороны, скандинавы любят сочетание красного, белого и зеленого: города с яркими фасадами домов и красной черепицей крыш  очень живописны на зеленом фоне хвойных лесов.

Помимо колорита, отличительной особенностью скандинавского дизайна является функциональность, прагматичность. Правило о том, что «форма должна идти рука об руку с функцией», соблюдается в Скандинавии, как нигде. В полной мере оно свойственно творчеству текстильного дизайнера Лотты Янсдоттер (Lotta Jansdotter).  

Лотта Янсдоттер родилась в 1971 г. на Аландских островах – архипелаге в Балтийском море, автономной провинции Финляндии. С ранних лет она увлекалась рисованием и шитьем, и эти увлечения впоследствии стали ее профессией. В настоящее время студия художницы находится в Нью-Йорке, но корни ее творчества, по ее собственным словам, берут начало в Скандинавии, в уникальной природе Аландских островов и независимом духе людей, живущих в этой провинции.

Подход Лотты к дизайну можно назвать «красотой повседневности»: ее текстильные коллекции в приглушенных серо-голубых, зеленых и бордовых тонах нарочито просты. Сшитое из них столовое белье, сумки и одежду хочется употреблять каждый день, а не оставлять для торжественных случаев. Ткани, созданные Лоттой Янсдоттер, несут в прямом смысле слова отпечаток ручной работы, ведь ее любимая техника – печать по трафарету. Стилизованные листья и цветы, геометрические орнаменты имеют много общего с народным творчеством и в то же время настолько современны, что прекрасно вписываются в стиль жизни мегаполиса.

В Европе и России все большую популярность приобретают игрушки-примитивы другого скандинавского дизайнера, Туне Финнангер (Tone Finnanger) из Норвегии. В 1999 году Туне, начинающий 25-летний дизайнер, выпустила первую коллекцию товаров для рукоделия под маркой «Тильда» (Tilda), и с тех пор ее книги, ткани и декоративная бумага пользуются неизменным спросом у любителей хэнд-мейда.

«Тильда» – это, прежде всего, интерьерные текстильные куклы и аксессуары ручной работы: сумки, пояса, украшения. Куклы Тильды отличаются характерными пропорциями – у них длинные руки и ноги, вытянутое туловище и маленькая, аккуратная головка с глазами-точками.

Однако «Тильда» – это и самостоятельная концепция оформления интерьера в скандинавском стиле: с натуральными тканями светлых тонов, с любовью к природным мотивам, с легким налетом ностальгии.

 В одном из интервью Туне Финнангер рассказала о том, с чего начался бренд «Тильда»: «Вначале я хотела писать детские книги и рисовать мультфильмы, но, работая в магазине хэнд-мейда и знакомясь с миром рукоделия, я придумала Тильду. Скандинавский фольклор и мои детские воспоминания были главным источником вдохновения при ее создании, но не меньшее влияние на нее оказали авторы и художники из других стран.

Когда у меня появляется очередная идея, я разрабатываю также дизайн продукции, которая мне нужна для ее воплощения. Таким образом, “Тильда” была создана в первую очередь для любителей рукоделия. На данный момент мы не продаем готовые куклы или сумки, только книги и материалы».

По словам Туне Финнангер, огромную роль в ее жизни сыграли родственники старшего поколения: бабушка и дедушка. «Моя бабушка была исключительной женщиной — искренней и талантливой, привыкшей воплощать свои творческие идеи сразу, как только они появлялись. Она была исключительно элегантной женщиной – я  помню, например, что она всегда ходила на каблуках. Она научила меня разбираться в тканях и уверенно обращаться с материалами. Но своей склонностью к творчеству я обязана и дедушке, профессору ботаники. Он любил вместе со мной мастерить маленькие фигурки из бумаги и ландшафты из папье-маше. У бабушки и дедушки было некое внутреннее умиротворение, присущее людям, которые могут творить часами».

Мастерская Туне Финнангер (она же по совместительству ее дом) находится на одном из островов Осло-фьорда. На вопрос о путешествиях дизайнер неизменно отвечает: «Возможно, мне следовало бы путешествовать больше. Но я так люблю быть дома!» Именно дом, домашний уют и ощущение традиций, которым он пропитан, придают работам Туне Финнангер такое очарование.


«
Я представляю себе Тильду, выходящей из дома в бальном платье и резиновых сапогах. В хрустальной вазе у нее стоит букет из сорняков, а розы — в старом кувшине. У нее собственный взгляд на красоту. «В мире Тильды нет места серьезному взгляду на жизнь. Тильда — это спасение от серых будней», - говорит художница.

Евгения Панова

Энтузиаст лоскутного шитья