Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


РУБРИКАТОР

(Общее описание товаров и услуг, адреса, телефоны, ссылки-переходы на сайты фирм - рекламодателей)


 


В контакте

Содержание

Письма из будущего: квилт «Дорогая Джейн»

В истории каждого ремесла есть свои вершины, свои шедевры, проверенные временем и окруженные легендой. В лоскутном шитье одной из таких вершин является, безусловно, квилт «Дорогая Джейн». Сегодняшний рассказ будет о нем. 

Эта история началась в 1991 году, когда Бренда Пападакис, школьная учительница математики из штата Теннесси, увидела в книге фотографию старинного квилта. Как следовало из подписи, квилт был выполнен некой Джейн А. Стикл в 1863 году, в разгар гражданской войны между Севером и Югом.  Бренда уже много лет увлекалась лоскутным шитьем и была уверена, что знает все блоки традиционного американского пэчворка. Однако чем внимательнее она рассматривала квилт, тем сильнее он удивлял ее: большинство блоков ей были незнакомы. Кроме того, Бренду поразил дизайн этого лоскутного одеяла: 169 крошечных блоков (всего 12х12 см), ни один из которых не повторялся, были оформлены каймой из 52 лоскутных треугольников. 

Дорогая Джейн

Что это – так называемый «сэмплер», ученический образец, или оригинальный дизайн опытной мастерицы? Бренда вооружилась лупой и линейкой и принялась копировать блоки, чтобы как следует изучить их. Этот квилт был вызовом не только ее познаниям в лоскутном шитье, но также и ее математическим способностям: фотография в книге не позволяла как следует рассмотреть блоки, и Бренде приходилось восстанавливать их сложную геометрию по аналогии с известными ей образцами. 

Спустя год после начала работы Бренда Пападакис поняла, что ей необходимо увидеть квилт своими глазами. Для этого ей пришлось проехать всю страну с юга на север, т.к. лоскутное одеяло находилось в музее штата Вермонт. Джейн Стикл всю жизнь прожила в этом штате, в городке Шефтсбери, и Бренда, пользуясь случаем, навела справки о мастерице. 

Джейн Стикл, урожденная Блэкли, появилась на свет 8 апреля 1817 года в многодетной фермерской семье. Известно, что Джейн вышла замуж за фермера Уолтера Стикла, и в этом браке родилось трое детей. Незадолго до начала гражданской войны Уолтер Стикл переселился к родственникам со стороны жены – предположительно, на время каких-то хозяйственных работ, требующих большого числа помощников. Джейн осталась одна на своей ферме близ Шефтсбери. Ей было 44 года, когда началась война. Из штата Вермонт в места боевых действий отправилось 32 тыс. человек, и лишь немногие из них вернулись домой. Не вызывает сомнений, что Джейн Стикл знала всех, кто ушел на войну из окрестностей Шефтсбери. Среди них были также ее ближайшие родственники. 

Несложно догадаться, с какими чувствами Джейн принялась за свой монументальный квилт. Женщине в ее положении оставалось только переживать за близких и друзей, надеяться на скорейшее окончание войны и ждать вестей с фронта. Изматывающее, тягостное занятие. Именно поэтому Джейн, как и большинство женщин того времени, предпочла все свободное время посвятить рукоделию. 

Но что значило для опытной мастерицы повторение давно известных образцов? Джейн Стикл решила занять не только руки, но и голову, чтобы оставить в ней как можно меньше места грустным мыслям. Она уменьшает традиционные блоки до размеров миниатюры, сочиняет свои собственные геометрические композиции, тщательно подбирает лоскуты – ни в одном блоке ткани не повторяются! 

В 1863 году Джейн заканчивает лоскутное одеяло и вышивает  на его лицевой стороне, в углу, надпись: «В военное время 1863. 5602 детали. Джейн А. Стикл». Количество деталей и сложность дизайна не оставляют сомнений в том, что Джейн хотела сделать работу над квилтом как можно более долгой. Тем не менее, война закончилась только спустя два года после окончания одеяла. 

Послевоенное время также принесло тяжелые испытания супругам Стикл: в 1877 году они были вынуждены объявить банкротство и продать ферму, на которой прожили всю жизнь. Спустя несколько лет умирает Уолтер Стикл, и Джейн живет у чужих людей вплоть до своей кончины в 1896 году. Несмотря на то, что судьба даровала ей долгий век – 79 лет – Джейн Стикл не оставила после себя ничего, кроме лоскутного одеяла исключительной красоты и сложности. Ни одного квилта, кроме этого. Никаких личных вещей, дневников, писем. 

«Я представляю, как ты шила квилт на веранде своего дома, в кресле-качалке. Возможно, когда-нибудь мы найдем старинный сундук с драгоценной надписью – ‘Джейн А. Стикл’. Я слышала, что твоя ферма до сих пор существует, и она выставлена на продажу.  Может быть, когда-нибудь я поселюсь там», – писала Бренда Пападакис в одном из воображаемых писем к Джейн. 

Изучая квилт в вермонтском музее, Бренда в полной мере ощутила то, что называют живой связью с прошлым. Это лоскутное одеяло и история мастерицы, создавшей его, становились частью ее собственной жизни. Раз в месяц Бренда начала писать письма в прошлое, «рассказывая» Джейн о том,  как продвигается изучение ее шедевра. Эта переписка, начинавшаяся со слов «Дорогая Джейн», и дала название одеялу. 

«Дорогая Джейн, сегодня я увидела фотографию твоего квилта в книге, и у меня перехватило дыхание! Крошечные блоки в окружении роскошной каймы – это выглядело потрясающе красиво! Впервые в жизни мне захотелось плакать от восхищения. Я видела шедевр, созданный чрезвычайно умной и одаренной женщиной. Можно я завернусь в твое одеяло и останусь в нем навсегда?

Моя подруга Кей сказала, что твой квилт вдохновлял художников-миниатюристов. Так почему же никто из мастеров лоскутного шитья еще не повторил его? «Потому, конечно, что никто не желает перерисовывать эти крошечные блоки», – ответила Кей.

Тогда я перерисую их! Вот, дорогая Джейн, я вооружилась циркулем, линейкой, бумагой для черчения и лупой. Все готово для того, чтобы скопировать несколько блоков из твоего драгоценного квилта». 

В 1996 году, спустя ровно 100 лет со дня смерти Джейн Стикл, Бренда Пападакис выпустила книгу «Дорогая Джейн», содержавшую схемы всех лоскутных блоков одеяла. Книга имела оглушительный успех: любители лоскутного шитья из 37 стран мира подхватили инициативу Бренды и принялись частично или полностью копировать знаменитый квилт. При этом каждый мастер привносил что-то новое в дизайн: так, например, японка Дзюнко Каваде расположила 49 блоков в виде ромба и выполнила квилт в традиционной для своей страны приглушенной гамме, а Джинни Хойт из штата Индиана повторила 80 блоков в сочных, контрастных цветах и разместила их на темном фоне. 

В 2011 году, в честь 150-летней годовщины гражданской войны, журнал «Пэчворк и квилтинг в США» взял интервью у Бренды Пападакис. В нем исследовательница дала такой совет поклонникам «Дорогой Джейн»: «Ведите дневник. Я научилась этому, читая дневники женщин XIX века. В своей книге я рассказываю историю Джейн Стикл и свою собственную, но вашим близким будет важна ваша личная история. Не нужно ничего сложного – просто возьмите записную книжку и, работая над тем или иным блоком, записывайте ваши мысли и впечатления. Помню, как в одном старинном дневнике я наткнулась на запись: ‘Сегодня весь день шил дождь, поэтому я занялась шитьем’. Эта простая фраза дала мне возможность представить жизнь той, кто писала дневник, и сопереживать ей в ее радостях и невзгодах».

 

Евгения Панова,

энтузиаст лоскутного шитья