Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


РУБРИКАТОР

(Общее описание товаров и услуг, адреса, телефоны, ссылки-переходы на сайты фирм - рекламодателей)


 


В контакте

Содержание

Изобразительные квилты: от стилизации к реализму

Среди всего многообразия лоскутных изделий особое место занимают так называемые «изобразительные квилты» (по-английски – pictorial quilts). С одной стороны, они способны выполнять те же практические функции, что и обычные орнаментальные лоскутные одеяла. С другой стороны, они наиболее близки живописным и графическим произведениям искусства. Неудивительно, что эти квилты составляют значительную часть выставочных работ как за рубежом, так и в России. 

Если история изобразительных искусств насчитывает тысячи лет, то история изобразительных квилтов ведет отсчет с первой трети XIX в. Со второй половины XVIII в. до того времени наиболее популярным типом лоскутных покрывал был медальонный квилт с центральным мотивом, выполненным в технике «персидской аппликации». Из индийских и персидских хлопчатобумажных чинцев мастерицы вырезали крупный мотив (обычно цветочный вазон или изображения птиц) и нашивали его на светлый однотонный фон. «Персидская аппликация» выполнялась мелкими стежками без подгибки края детали. Квилт одновременно демонстрировал и мастерство его автора, и высокий доход, позволявший покупать дорогие восточные ткани и тратить большое количество времени на изготовление покрывала.

Медальонный квилт

Помимо «персидской аппликации», изобразительные элементы в лоскутном шитье долгое время ограничивались стилизациями растительных мотивов в европейских фольклорных традициях. Наибольшего расцвета такие изображения достигли в так называемых «балтиморских альбомных квилтах». В 1846-1852 гг. город Балтимор в американском штате Мэриленд стал центром лоскутной жизни страны. Именно здесь мастерицы создавали необычайно искусные лоскутные покрывала в технике аппликации с подвернутым краем. Квилт собирался из отдельных блоков, одинаковых по размеру, но с разным дизайном. Как правило, каждый мотив представлял собой комбинацию из цветов и листьев, но также встречались изображения орлана (символа США) и исторически значимых зданий. Для изготовления балтиморских квилтов использовались новые однотонные или мелкорисунчатые ткани, а не остатки материй. В цветовой гамме преобладали насыщенные красные, зеленые и желтые тона на белом или кремовом фоне.

Изобретение несмываемых чернил к середине XIX в. дало мастерицам возможность не только подписывать свои работы, но также писать на них целые послания. Неудивительно, что надписи стали традицией: ведь балтиморские квилты чаще всего делались в подарок новобрачным или тем, кто уезжал в поисках лучшей жизни на американский Средний Запад. Такой квилт, изготовленный и подписанный «коллективом авторов», служил напоминанием об отчем доме или родных краях, его тщательно берегли и использовали только в декоративных целях. Благодаря этому многие балтиморские квилты сохранились в хорошем состоянии. В наши дни цена оригинального балтиморского квилта на аукционе может достигать шестизначных чисел.

Балтиморский квилт

Если происхождение растительных и патриотических мотивов в балтиморских квилтах не вызывает вопросов у историков текстиля, то ряд других мотивов до сих пор остается загадкой. Таковы, например, изображения экзотических животных – слонов, жирафов, крокодилов, стилизованные изображения руки. Ученые предполагают, что эти мотивы соотносятся с образами Ветхого Завета – в том виде, в каком их принято было изображать в еврейской диаспоре Балтимора. Животные могут указывать на Шесть дней творения, а рука символизировать Бога-творца.

Вообще, традиция «библейских квилтов» была развита среди чернокожего населения американского Юга, для которых чтение Библии являлось, без преувеличения, способом выживания в тяжелых условиях. Два самых знаменитых «библейских квилта» были созданы Гарриет Пауэрс – рабыней из Джорджии, освобожденной в ходе Гражданской войны между Севером и Югом. Обе ее работы изображают животных, людей, небесные тела, руки Бога-творца и ангелов. Мы видим Адама и Еву, дающих имена животным; Иону, пожираемого китом; сон Иакова и другие библейские сцены. Примитивный стиль Гарриет Пауэрс уходит корнями в африканские традиции как в форме, так и в цвете. Оба квилта выдержаны в охристо-черной гамме.

Библейский квилт

Интересно, что пейзаж как самостоятельное изображение появляется в лоскутном шитье только в 20-х гг. XX в. Ранние пейзажные квилты соединяли в себе аппликацию и сборку из деталей, преимущественно полос и мелких квадратов, что придавало изделиям сходство с мозаикой. Однако уже к 70-м гг. изображения пейзажа прочно вошли в репертуар арт-квилтеров. Современные мастера лоскутного шитья используют не только традиционные набивные или однотонные ткани, но также хлопчатобумажные батики с набивкой горячим воском; ткани, окрашенные вручную с помощью различных техник складывания (шибори); изображения, напечатанные на ткани с помощью фотопринтера; специальным образом оплавленные синтетические материалы, валяные элементы и фрагменты винтажного текстиля.

Пейзажный квилт

Помимо таких очевидных и доступных наблюдению объектов, как люди, предметы, животные и пейзаж, современные квилтеры открывают для нас мир  вещей и явлений, недоступных невооруженному глазу. Так, нью-йоркский квилтер Джимми Макбрайд избрал темой своего творчества… звездные системы и удаленные галактики. Его потрясающе реалистичные работы выполнены по фотографиям телескопа «Хаббл».

Космический квилт

А группа квилтеров под названием Fiber Artists @ Loose Ends в сотрудничестве с биологами Мичиганского университета создала серию работ… о жизни клеток. Вот так, например, выглядит интенсивное деление клеток кишечника у человеческого эмбриона.

Биологический квилт

О дальнейшем развитии изобразительных квилтов, пожалуй, можно сказать словами А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

 

Е. Панова,

энтузиаст лоскутного шитья